8274. В основании пирамиды лежит треугольник со сторонами 3, 4 и 5. Боковые грани наклонены к плоскости основания под углом
45^{\circ}
. Чему может быть равна высота пирамиды?
Ответ. 1; 6, 3; 2.
Решение. Поскольку боковые грани пирамиды образуют равные двугранные углы с плоскостью основания, высота пирамиды проходит либо через центр вписанной, либо через центр одной из вневписанных окружностей треугольника основания.
Пусть высота пирамиды проходит через центр
O
вписанной окружности основания
ABC
данной треугольной пирамиды
ABCD
, в которой
AC=3
,
BC=4
,
AB=5
. Так как
AC^{2}+BC^{2}=9+16=25=AB^{2},

то треугольник
ABC
— прямоугольный. Пусть
O
центр вписанной окружности треугольника
ABC
(рис. 1),
r
— её радиус,
M
— точка касания окружности со стороной
AB
. Тогда
r=\frac{1}{2}(AC+BC-AB)=\frac{1}{2}(3+4-5)=1

(см. задачу 217). Так как
OM\perp AB
, то по теореме о трёх перпендикулярах
DM\perp AB
, поэтому
DMO
— линейный угол двугранного угла между боковой гранью
DAB
и плоскостью основания пирамиды. По условию задачи
\angle DMO=45^{\circ}
. Из прямоугольного треугольника
DMO
находим, что
DO=OM=r=1.

Пусть
O_{c}
центр вневписанной окружности треугольника
ABC
, касающейся стороны
AB
(рис. 2),
r_{c}
— её радиус,
N
— точка касания окружности со стороной
AB
. Тогда
r_{c}=\frac{1}{2}(AC+BC+AB)=\frac{1}{2}(3+4+5)=6.

Аналогично предыдущему из прямоугольного треугольника
DNO
находим, что
DO_{c}=ON=r_{c}=6.

Пусть
O_{b}
— центр вневписанной окружности треугольника
ABC
, касающейся стороны
AC
,
r_{b}
— её радиус,
K
— точка касания окружности со стороной
AC
. Тогда
r_{b}=\frac{1}{2}(AB+BC-AC)=\frac{1}{2}(5+4-3)=3.

Из прямоугольного треугольника
DKO
находим, что
DO_{b}=OK=r_{b}=3.

Пусть
O_{a}
центр вневписанной окружности треугольника
ABC
, касающейся стороны
BC
,
r_{a}
— её радиус,
L
— точка касания окружности со стороной
AC
. Тогда
r_{a}=\frac{1}{2}(AB+AC-BC)=\frac{1}{2}(5+3-4)=2.

Из прямоугольного треугольника
DLO
находим, что
DO_{a}=OL=r_{a}=2.





Источник: Шарыгин И. Ф. Геометрия: Учебник для 10—11 кл. общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1999. — № 15, с. 67