7273. Свойства и признаки ортоцентрического тетраэдра. Докажите, что противоположные рёбра тетраэдра
ABCD
попарно перпендикулярны тогда и только тогда, когда
AB^{2}+CD^{2}=AC^{2}+BD^{2}=AD^{2}+BC^{2}.

Решение. Первый способ. Рассмотрим описанный параллелепипед
AKBLNDMC
(
AN\parallel KD\parallel BM\parallel LC
) тетраэдра
ABCD
(см. задачу 7041).
Достаточность. Пусть
AB\perp CD
,
AC\perp BD
и
AD\perp BC
. Поскольку
KL\parallel CD
, то
KL\perp AB
, поэтому параллелограмм
AKBL
— ромб. Аналогично докажем, что все шесть граней параллелепипеда
AKBLNDMC
— ромбы. Значит, все рёбра параллелепипеда равны. Обозначим их длины через
x
. По теореме о сумме квадратов диагоналей параллелограмма (см. задачу 4011)
AB^{2}+CD^{2}=4x^{2},~AC^{2}+BD^{2}=4x^{2},~AD^{2}+BC^{2}=4x^{2}.

Следовательно,
AB^{2}+CD^{2}=AC^{2}+BD^{2}=AD^{2}+BC^{2}.

Достаточность. Пусть
AB^{2}+CD^{2}=AC^{2}+BD^{2}=AD^{2}+BC^{2}
. Рассмотрим параллелограммы
AKBL
и
BMCL
с общей стороной
BL
. По теореме о сумме квадратов диагоналей параллелограмма
AB^{2}+CD^{2}=AB^{2}+KL^{2}=2\cdot AL^{2}+2\cdot BL^{2},

BC^{2}+AD^{2}=BC^{2}+ML^{2}=2\cdot CL^{2}+2\cdot BL^{2},

а так как
AB^{2}+CD^{2}=BC^{2}+AD^{2}
, то
AL=CL
. Аналогично докажем, что все остальные рёбра параллелепипеда равны. Значит, все его грани — ромбы. Поскольку диагонали ромба перпендикулярны, перпендикулярны и противоположные рёбра тетраэдра
ABCD
.
Второй способ. Для любых точек
A
,
B
,
C
и
D
пространства верно равенство
AB^{2}+CD^{2}-AD^{2}-BC^{2}=2\overrightarrow{AC}\cdot\overrightarrow{DB}

(см. задачу 8291). Следовательно,
AC\perp BD~\Leftrightarrow~AB^{2}+CD^{2}=AD^{2}+BC^{2}.

Аналогично для остальных пар противоположных рёбер тетраэдра
ABCD
.
Примечание. См. также статью В.Э.Матизена и В.Н.Дубровского: «Из геометрии тетраэдра», Квант, 1988, N9, с.66.
Источник: Прасолов В. В., Шарыгин И. Ф. Задачи по стереометрии. — М.: Наука, 1989. — № 6.40а, с. 105
Источник: Прасолов В. В. Задачи по стереометрии. — 2-е изд. — М.: МЦНМО, 2016. — № 8.47а, с. 113
Источник: Готман Э. Г., Скопец З. А. Решение геометрических задач аналитическим методом: Пособие для учащихся 9—10 кл. — М.: Просвещение, 1979. — № 445, с. 69