9647. В основании четырёхугольной пирамиды
SABCD
лежит квадрат
ABCD
со стороной
a
. Оба угла между противоположными боковыми гранями прямые. Двугранный угол при ребре
SA
равен
\alpha
. Найдите объём пирамиды.
Ответ. Если
\frac{\pi}{2}\lt\alpha\leqslant\frac{2\pi}{3}
, то
V=-\frac{1}{3}a^{3}\cos\alpha
или
V=-\frac{1}{3}a^{3}\sqrt{-\cos\alpha(1+\cos\alpha)}
;
если
\alpha\gt\frac{2\pi}{3}
, то
V=-\frac{1}{3}a^{3}\sqrt{-\cos\alpha(1+\cos\alpha)}
.
Решение. Пусть
SH
— высота пирамиды,
SK
,
SL
,
SM
и
SN
— высоты боковых граней
ASB
,
BSC
,
CSD
и
ASD
соответственно. По теореме о трёх перпендикулярах
HK\perp AB
и
HM\perp CD
, а так как
CD\parallel AB
, то точка
H
лежит на отрезке
KM
. Аналогично, точка
H
лежит на отрезке
LN
.
Прямая
SL
перпендикулярна пересекающимся прямым
SN
и
AD
плоскости
ASD
, значит,
SL
— перпендикуляр к этой плоскости. Плоскость
ASL
проходит через прямую
SL
, перпендикулярную плоскости
ASD
, поэтому плоскости
ASL
и
ASD
перпендикулярны (см. задачу 7710), т. е. угол между ними равен
\frac{\pi}{2}
. При этом плоскость
ASL
проходит между гранями двугранного угла пирамиды при ребре
SA
, равного
\alpha
. Следовательно, задача может иметь решения только при
\alpha\gt\frac{\pi}{2}
.
Плоскости
ASB
и
CSD
проходят через параллельные прямые
AB
и
CD
, поэтому они пересекаются по прямой, проходящей через точку
S
параллельно
AB
и
CD
(см. задачу 8004). Значит,
KSM
— линейный угол двугранного угла между противоположными гранями
ASB
и
CSD
. По условию задачи
\angle KSM=90^{\circ}
. Аналогично
\angle LSN=90^{\circ}
.
Отрезок
SH
— общая высота прямоугольных треугольников
KSM
и
LSN
, проведённая из вершин их прямых углов, поэтому
KH\cdot HM=LH\cdot HN=SH^{2}
, а так как
KH+HM=LH+HN=a
, то либо
KH=LH
и
HM=HN
, либо
KH=HN
и
HM=LH
. В первом случае точка
H
лежит на диагонали
BD
квадрата
ABCD
, во втором — на диагонали
AC
. Обозначим
KH=x
.
Рассмотрим первый случай. Из прямоугольных треугольников
KSM
,
SHK
,
SHN
,
AKH
и
AHS
получаем, что
SH=\sqrt{KH\cdot HM}=\sqrt{x(a-x)},

SK=\sqrt{KH^{2}+SH^{2}}=\sqrt{x^{2}+x(a-x)}=\sqrt{ax},

SN=\sqrt{NH^{2}+SH^{2}}=\sqrt{(a-x)^{2}+x(a-x)}=\sqrt{(a-x)a},

AH^{2}=KH^{2}+NH^{2}=x^{2}+(a-x)^{2},

SA=\sqrt{AH^{2}+SH^{2}}=\sqrt{x^{2}+(a-x)^{2}+x(a-x)}=\sqrt{x^{2}-ax+a^{2}}.

Тогда
S_{\triangle ASB}=\frac{1}{2}AB\cdot SK=\frac{1}{2}a\sqrt{ax},

S_{\triangle ASD}=\frac{1}{2}AD\cdot SN=\frac{1}{2}a\sqrt{a(a-x)}.

Значит (см. задачу 8301),
V_{SABD}=\frac{2S_{\triangle ASB}\cdot S_{\triangle ASD}\sin\alpha}{3SA}=

=\frac{2\cdot\frac{1}{2}a\sqrt{ax}\cdot\frac{1}{2}a\sqrt{a(a-x)}\sin\alpha}{3\cdot\sqrt{x^{2}-ax+a^{2}}}=\frac{a^{3}\sqrt{x(a-x)}\sin\alpha}{6\sqrt{x^{2}-ax+a^{2}}}.

С другой стороны,
V_{SABD}=\frac{1}{3}S_{\triangle ABD}\cdot SH=\frac{1}{3}\cdot\frac{1}{2}a^{2}\cdot\sqrt{x(a-x)}=\frac{1}{6}a^{2}\sqrt{x(a-x)}.

Значит,
\frac{a^{3}\sqrt{x(a-x)}\sin\alpha}{6\sqrt{x^{2}-ax+a^{2}}}=\frac{1}{6}a^{2}\sqrt{x(a-x)},

откуда
x(a-x)=a^{2}\cos^{2}\alpha
. Следовательно,
V_{SABCD}=\frac{1}{3}a^{2}\sqrt{x(a-x)}=\frac{1}{3}a^{2}\cdot a|\cos\alpha|=\frac{1}{3}a^{3}|\cos\alpha|,

а так как
a^{2}\cos^{2}\alpha=x(a-x)\leqslant\left(\frac{x+(a-x)}{2}\right)^{2}=\frac{a^{2}}{4},

то
|\cos\alpha|\leqslant\frac{1}{2}
, причём
\alpha\gt\frac{\pi}{2}
. Значит, задача имеет решение только при
\alpha\geqslant\frac{2\pi}{3}
. Рассмотрим второй случай: точка
H
лежит на диагонали
AC
квадрата
ABCD
. Тогда, рассуждая аналогично, получим, что
AH^{2}=KH^{2}+NH^{2}=x^{2}+x^{2}=2x^{2},

SA=\sqrt{AH^{2}+SH^{2}}=\sqrt{2x^{2}+x(a-x)}=\sqrt{x^{2}+ax}.

SN=SK=\sqrt{ax},~S_{\triangle ASN}=S_{\triangle ASM}=\frac{1}{2}a\sqrt{ax},

V_{SABC}=\frac{1}{6}a^{2}\sqrt{x(a-x)}~\mbox{и}~V_{SABC}=\frac{a^{3}x\sin\alpha}{6\sqrt{x^{2}+ax}}.

Из уравнения
\frac{1}{6}a^{2}\sqrt{x(a-x)}=\frac{a^{3}x\sin\alpha}{6\sqrt{x^{2}+ax}}

находим, что
x=a|\cos\alpha|
. Тогда
x(a-x)=a^{2}|\cos\alpha|(1-|\cos\alpha|).

Следовательно,
V_{SABCD}=2V_{SABC}=\frac{1}{3}a^{2}\sqrt{x(a-x)}=\frac{a^{3}\sqrt{|\cos\alpha|(1-|\cos\alpha|)}}{3}=

=\frac{a^{3}\sqrt{-\cos\alpha(1+\cos\alpha)}}{3}.

При этом
\alpha\gt\frac{\pi}{2}
.
Источник: Шарыгин И. Ф. Геометрия. Стереометрия: Задачник для 10—11 кл. — М.: Дрофа, 1998. — № 164, с. 24